Источник данных о погоде: Кострома погода по часам завтра
  • 92,1314$
  • 98,7079
26 апреля 2024
Пятница
16:08

Испанский историк в Костроме рассказал о репрессиях 1930-х годов

28 июня 2019 9:00

Вице-президент Испанской ассоциации учителей истории и географии Луис Оррильо провел в Костроме круглый стол, на котором рассказал о «потаеннной истории» Испании ХХ века и связанными с ней политическими репрессиями.

Участниками круглого стола, прошедшего в Костроме 26 июня при поддержке Представительства Европейского Союза в России, стали известные историки, краеведы, педагоги, студенты, гражданские активисты, представители поисковых отрядов.

Среди присутствующих также были журналисты местных и федеральных СМИ, руководитель Костромской городской общественной организации пострадавших от политических репрессий Ольга Ильина, профессор КГУ Евгений Флейман, бывший завкафедрой всеобщей истории КГУ Тахир Нигметзянов, британский лингвист Питер Самсон.

Луис Оррильо рассказал о трагических событиях Гражданской войны в Испании 1930-х годов и диктатуре Франко.

В объятой огнем гражданской войны Испании воевало немало выходцев из России.

По данным историка, число участников так называемых «интербригад» составляло не менее 60 тысяч человек, из них порядка 10 тысяч погибли.

— В ходе братоубийственной гражданской войны погибло не менее 300 тысяч испанцев. Из них 140 тысяч — на фронтах войны и не менее 160 тысяч в тылу среди мирного населения. Погиб каждый 30-й испанец. Около 300 тысяч беженцев остались в изгнании навсегда — это огромная часть испанской интеллигенции, — рассказал историк.

Он отметил, что с окончанием гражданской войны испанцам «навязали» победу франкистов, за которой последовала волна репрессий против политических оппонентов Франко. С 1936 по 1939 годы в Испании появилось 286 концлагерей.

В стране насчитывалось порядка 300 тысяч политзаключенных. Из них около 40 тысяч человек были казнены, и многие из них до сих пор не нашли достойного упокоения: они по сей день лежат в братских могилах.

Приговоры, как и в России той эпохи, выносили «тройки». Многие архивные фонды об их деятельности до сих пор засекречены.

— Для легитимизации репрессий говорилось, что «безбожники и мятежники» уничтожали священников, но франкисты убили мирного населения вдвое больше — около 120 тысяч, — рассказал докладчик.

Он отметил, что «отсутствие государства» в первые месяцы республики привело к появлению разрозненных отрядов милиции, которые «творили, что хотели».

— Франко открыто заявлял: «Я спасу Испанию от марксизма любой ценой», — рассказал Луис Оррильо.

Историк процитировал высказывание одного из франкистских генералов о борьбе с инакомыслием: «Если среди моих оппонентов окажется мой отец, я пристрелю его. Все наши противники, кто думает иначе, должны быть уничтожены».

Луис Оррильо отметил, что в Испании, как и в России, существуют проблемы с доступом в архивы, хранящие документы о событиях Гражданской войны.

Сейчас историки, гражданские активисты и потомки репрессированных вместе требуют открыть все архивы для исследователей. Они хотят, чтобы все жертвы репрессий, расстрелянные в концлагерях и придорожных канавах, были найдены и удостоены человеческого погребения.

Участники дискуссии задавали многочисленные вопросы испанскому эксперту и проводили аналогии с событиями российской истории прошлого века.


Больше новостей на Kostroma.News