Источник данных о погоде: Кострома погода по часам завтра
28 марта 2024
Четверг
19:04

В Костроме и Солигаличе разрушают архитектурные памятники

25 апреля 2023 9:00

Разрушенный флигель усадьбы Солониниковой в КостромеОбнародованы скандальные факты об уничтожении объектов культурного наследия в Костромской области.

В Международный день памятников и исторических мест Костромское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) провело пресс-конференцию об архитектурных памятниках в Костроме и Солигаличе, которые оказались беззащитными перед бизнес-интересами строительных фирм.

Представляем некоторые тезисы и факты из выступлений градозащитников.

Александра Юрьевна Андреева«Вдали от цивилизации подрядчики реставрируют как умеют»

Архитектор-реставратор и член Российского национального комитета Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ICOMOS) Александра Андреева рассказала о проверке хода реставрации Торговых рядов в Солигаличе – последнего в России деревянного памятника такого типа:

Бревна разрушенных рядов в Солигаличе– В акте государственной экспертизы проекта реставрации довольно обтекаемо было описано устройство ростверка [верхняя часть свайного фундамента] и кирпичного цоколя, чертежи свай отсутствуют. Для меня осталось загадкой, почему проект реконструкции получил положительное заключение экспертизы. Авторский коллектив проекта не был аттестован – это тоже почему-то пропустили.

Строительство на месте деревянных торговых рядов в СолигаличеЧто нас удивило на участке реставрации – это, литературно выражаясь, серьезный беспорядок. Сваи, вопреки проекту, установили в разуплотненный после археологических раскопок грунт. Вместо кирпичного цоколя устроили некое бетонное сооружение по типу ДОТа, только вытянутое в длину. Обнесение этого сооружения кирпичом нарушит параметры проекта. На паспорте объекта стыдливо заклеили скотчем дату окончания реставрации – 2021 год. Подлинные деревянные элементы памятника хранятся на деревообрабатывающем производстве, не всегда укрытые, рядом – древесные отходы.

По итогу: реставрация ведется неаккуратно, бесконтрольно. Журнал авторского надзора на объекте отсутствовал, хотя должен быть в наличии. Если бы я следила за соблюдением проекта, то мне пришлось бы останавливать работы и выпускать предписания. Действия рабочих, как минимум, нелогичны. Мне кажется, что при отсутствии постоянного контроля подрядная плотницкая организация из Чувашии делает как умеет. Как и у врача, «у реставратора [тоже] своё кладбище», когда ты не справляешься, надо остановиться и попросить у профессионального сообщества помощи.

Антон Павлович Мальцев«Удивляет полная беспомощность исполнительной власти»

Реставратор объектов деревянного зодчества высшей категории Антон Мальцев рассказал о разрушении деревянного памятника середины XIX века в областном центре:

Разрушенный флигель усадьбы Солониниковой в Костроме– На Лавровской улице в Костроме творится полное беззаконие. Там собственник просто берёт и сносит памятник – деревянный флигель титулярной советницы Солонинниковой. Удивляет полная беспомощность исполнительной власти. Ни прокуратура, ни полиция ничего не могут сделать – они приезжают, берут объяснения у рабочих и уходят. Удивительно!

Общественность, как правило, создаёт огласку, когда уже начинается разрушение того или иного объекта, а стоит поднимать шум заранее – на этапе согласования и обсуждения. А когда подрядчик зашёл на площадку со всей своей техникой, то его уже не остановить. Мы пытаемся реагировать, когда уже поздно. Многие памятники архитектуры можно отреставрировать методом лифтинга, который давно опробован у нас, было бы желание. Например, с его помощью мы восстановили «Дом со львом» в Саратовской области.

Екатерина Николаевна СоловьёваИстория разрушения деревянного флигеля

Этнограф и журналист Екатерина Соловьёва познакомила с хронологией разрушения памятника:

Руины флигеля усадьбы Солониниковой в Костроме– Изначально крыша дома была покрыта листовым железом, и все было нормально. Затем железо украли, потом произошли два пожара. 2 марта стропила дома ещё были в целости, и тогда же начались варварские работы – начали пилить дом бензопилой, не глядя на табличку об охране государством. Подрядчик работ – ООО «Строительная компания «Ровесник».

Происходит это при попустительстве администрации. После стропил выпилили несущие перегородки, без них конструкция может упасть. Работы продолжаются без разрешения. Мы подключали прессу и дошли до депутата Александра Хинштейна. Но пока будем ждать реакцию проверяющих органов – памятник уничтожат.

Наталья Витальевна Цветкова«Был дом с красивейшим мезонином – остался один фундамент»

Зампредседателя отделения ВООПИК Наталья Цветкова рассказала о разрушении памятника архитектуры в Костроме на улице Ленина, дом 38:

Кострома ул Ленина дом 38– От памятника архитектуры XIX века сейчас остался один фундамент. Это был жилой рубленый дом с красивейшим мезонином фактически в центре Костромы. Эклектика с элементами классицизма. В центре города это было одно из последних зданий с богатой резьбой по дереву, его можно было отреставрировать. В декабре прошлого года в ВООПИК сообщили о разрушении дома. Мы зафиксировали практически полную утрату объекта исторического наследия.

Через 20 дней из инспекции по охране наследия нам ответили, что работой занималось всё то же ООО «Строительная компания «Ровесник». Попустительство разрушению объектов культурного наследия – это чёрное пятно на совести администрации Костромы. На данный момент идёт массовое разрушение памятников архитектуры.

Николай Валерьевич Сорокин«Сначала ждут, пока дом развалится, а потом говорят, что уже ничего не поделать»

Председатель отделения ВООПИК кандидат исторических наук Николай Сорокин рассказал о разрушении дома на улице Смоленской в Костроме:

Кострома Смоленская снос– Это бывшая подпольная типография костромских большевиков, но объект ценен в первую очередь благодаря деревянной резьбе, которой он был украшен. На фотографиях заметно, как дом постепенно терял свои декоративные элементы. В 1980 году его приняли под государственную охрану, в 2010-м – признали аварийным, расселили и формально начали искать инвестора. На данный момент здание – в совместной собственности администрации Костромы и ООО «СКН». Владельцы обязаны провести научную реставрацию. В 2021 году комиссия утвердила паспорт объекта охраны, но в 2022 году уже появилось объявление о продаже этого «совершенно нового дома, но с историей». В январе этого года здание фактически разрушено.

Мы обратились в инспекцию по охране наследия, запросили материалы по этому дому для изучения. Нам разрешили документацию почитать, но фотографировать любые бумаги запретили под предлогом того, что там есть объекты авторского права. Сейчас следователи пришли к выводу, что, как минимум, одна из подписей экспертов подделана. Если бы нам разрешили фотографировать, то возможно были бы еще какие-то «удивительные открытия».

Пресс-конференция ВООПИК в Костроме 18 04 2023В целом с памятниками архитектуры повторяется одна и та же история: объект передают некой фирме на реставрацию, длительное время с ним ничего не происходит, памятник гниёт и ветшает, потом нам говорят «ну, смотрите, ничего уже не восстановить», памятник разрушают, и на его месте возникает «новодел». Ни один закон не запрещает инспекции по охране наследия прийти и самим убедиться, что здание уничтожают. Когда начали ломать здание на Смоленской, на место прибыли все, кто только мог, кроме тех, кто за охрану памятников отвечает непосредственно. Видимо, у них были какие-то свои более важные дела.

Бревна разрушенных рядов СолигаличаОт редакции Kostroma.News:

Удивляет позиция руководителей Инспекции по охране объектов культурного наследия Светланы Голиковой и Юлии Назаровой. Вопреки очевидным фактам, они упорно не видят никаких нарушений в деятельности ряда строительных фирм. Например, всеми силами защищают компанию «СКН», ответственную за разрушение дома на Смоленской. Ну а когда в результате обращения ВООПИК полиция начала разбираться с вопиющей ситуацией в Солигаличе, то в инспекции и вовсе «перешли в контрнаступление» и стали обвинять полицейских в том, что начавшаяся проверка якобы «негативно повлияет на возможность сохранения объекта культурного наследия». На этом фоне и препятствование градозащитникам в копировании документов уже не выглядит случайностью. Костромичи говорят, что за действиями чиновников может стоять фигура директора ОГБУ «Наследие» Сергея Ревичева, обладающего обширными связями в сфере реставрационно-строительного бизнеса. Утверждают, что якобы именно он лоббировал назначение Голиковой и Назаровой на руководящие должности. Стараясь оставаться в тени, Ревичев уже много лет неизменно влияет на позицию инспекции как по Солигаличским рядам, где его организация выступает в качестве заказчика, так и по многим другим объектам.

Kostroma.News продолжит следить за развитием событий.

Читайте новости Костромской области без цензуры – подпишитесь на наш телеграм-канал.


Больше новостей на Kostroma.News