Источник данных о погоде: Кострома погода по часам завтра
  • 91,6918$
  • 98,5602
04 мая 2024
Суббота
23:18

Костромич с фотокамерой провел отпуск на границе с Сирией

22 февраля 2018 9:00

Станислав Навоев с женой и СамирКостромской фотограф Станислав Навоев, победитель конкурса «Россия глазами дронов», отправился на отдых в Бейрут и оказался в районах, которые полностью контролирует организация «Хезболла», признанная террористической в семи странах мира.

Сервис на пять звезд

Приглашение побывать в Ливане Станислав Навоев впервые получил еще пять лет назад. Работая управляющим в одном из костромских отелей, он познакомился с постояльцем, которому явно требовалась помощь.

Центр Бейрута

— Однажды к нам в отель приехал гость из Ливана, журналист-фрилансер Самир Меккауи. Он наивно полагал, что в России как минимум 80 процентов жителей свободно владеют иностранными языками, и приехал в Кострому лишь со знанием арабского и английского, не говоря ни слова по-русски. Мне пришлось ему помогать в решении бытовых вопросов – работать переводчиком, объяснять отдельные моменты. Еще будучи в Костроме, он приглашал меня посетить Бейрут. Но тогда реакция на такое приглашение у меня была, как, наверное, у большинства соотечественников: я считал, что в Ливане, мягко говоря, неспокойно, — рассказал костромич.

Несколько лет Станислав и Самир переписывались в социальных сетях. Все это время ливанец уверял, что после 1992 года пребывание в его стране можно было назвать вполне безопасным, за исключением трех-четырех эпизодов длительностью от десяти дней до месяца.

— В 2006 году страна участвовала в 33-дневной войне с Израилем. Ну, еще было несколько внутренних стычек в Бейруте и горных районах в 2008 году. Сейчас многие опасаются приезжать в Ливан из-за войны в Сирии, поскольку от Бейрута до Дамаска всего 100 километров. Но я считаю, что даже в граничащих с Сирией районах Ливана находиться вполне безопасно. Если бы опасность была действительно острой, разве проводились бы в Ливане грандиозные фестивали, отчетов о которых так много на ютьюбе? Тем, кто еще сомневается, я бы посоветовал взглянуть на расписание полетов «Аэрофлота» в Бейрут за последние 20 лет, — убеждал Самир.

Наконец, в 2017 году Станислав понял, что готов провести отпуск в стране, которую до этого считал «горячей точкой». Вместе с супругой Кариной они купили билеты на прямой рейс «Москва-Бейрут» и забронировали отель.

Граффити в Бейруте

— Пожалуй, решающим фактором в пользу поездки для нас стало то, что когда мы зашли на сайт бронирования, то увидели, какое огромное количество в Бейруте сетевых пятизвездочных гостиниц международного уровня. Посмотрев на это разнообразие, мы сделали вывод, что представители крупного бизнеса, которые всегда просчитывают риски, вряд ли будут вкладывать такие деньги в страну, где действительно неспокойно, и инвестиции могут сгореть, — рассказала Карина.

Осколки войны

Конечно, когда россияне приехали в Ливан, они не могли не заметить следов недавней войны на улицах Бейрута: развалины высоток, испещренные пулями и осколками снарядов дома… Однако уже на второй день пребывания в ливанской столице они сделали для себя вывод, что находятся отнюдь не в «горячей точке», а в очень красивом «городе-празднике».

— Все опасения и страхи очень быстро улетучились, настолько доброжелательными и дружелюбными оказались окружающие нас люди. Ливан — страна с очень высоким уровнем жизни и множеством работающих университетов. Нас поразило обилие прекрасных современных зданий и дорогих автомобилей люксовых марок на улицах. Я много путешествовал, но, пожалуй, ни в одном городе мира мне не доводилось видеть столько «Бентли» и новейших «Феррари» на квадратный километр площади. Видно, что экономика страны очень быстро восстанавливается, и в нее вкладываются очень большие деньги, — поделился своими наблюдениями Станислав.

Ночной БейрутКак и во многих ближневосточных городах, в Бейруте путешественники столкнулись с огромным количеством военных патрулей.

— В Ливане, не только в самом Бейруте — очень много военных. У нас такого числа патрулей нет даже вблизи воинских частей. А там военные – на каждом шагу. По их окружению и экипировке видно, что люди недавно пережили войну. Шлагбаумы установлены прямо посреди города в даунтауне – там, где ходят бизнесмены в галстуках и костюмах, — рассказали путешественники.

Они обратили внимание, что шлагбаумы — совсем не декоративные, а вполне реальные, как противотанковые ежи, сделанные так, чтобы через них без санкции никто не проехал, даже на грузовике.

— В один из дней, когда мы отправились на экскурсию в Баальбек, то увидели там внушительное здание с множеством флагов. Мою попытку запечатлеть его на фото наш сопровождающий вовремя пресек. Он предупредил, что здесь находится штаб-квартира политической партии, и если ее сфотографировать – «не оберешься греха». Вообще, за время путешествия нам довелось преодолеть множество блок-постов и военных патрулей. Со временем к ним привыкаешь и почти перестаешь замечать. Но в какой-то момент сопровождающий пояснил, что мы находимся в самом центре территории, подконтрольной организации «Хезболла», и предупредил, что, если мы не хотим проблем, военных в Ливане фотографировать ни в коем случае нельзя. Объектив фотоаппарата в сторону вооруженных людей лучше вообще не направлять. Реакция может последовать даже на мобильный телефон. И это негласное правило в Ливане все соблюдают, — рассказал фотограф.

Берегите объектив!

БиблосВ обычной жизни Станислав Навоев, ставший в 2017 году одним из трех победителей всероссийского творческого конкурса «Россия глазами дронов», как настоящий фотоохотник, до зубов «вооружен» различной фото- и видеоаппаратурой. Но брать весь свой рабочий «арсенал» в путешествие на Ближний Восток он не стал, ограничившись одной большой зеркальной камерой. Обычно она не привлекала внимания прохожих, но пару раз все же стала причиной небольших инцидентов.

— Однажды мы с Кариной шли по улице Бейрута и увидели красивую мечеть. Только я успел ее заснять – как вдруг увидел, что ко мне подходит человек и вежливо, но настойчиво требует удалить снятое, хотя специально этого человека я не снимал. Я не стал провоцировать конфликт и кусочек видео по его требованию удалил. Еще в одном месте я снимал памятник бывшему премьер-министру Ливана Рафику Харири, который стал жертвой покушения в 2005 году. Посвященный его памяти мемориальный комплекс состоял из нескольких водопадов и каскада водяных террас. Это рукотворное сооружение все огромных размеров, метров 200 в длину и 50 в ширину. Там не было ни военной техники, ни шлагбаумов. Мы с Кариной шли по одной стороне дороги, и я пытался сфотографировать этот монумент. Метрах в 50 от нас оказался военный. Заметив, что объектив направлен в его сторону, он сразу замахал руками и закричал. К счастью, до того, чтобы камеру изъяли, дело не дошло, — рассказал путешественник.

Православная церковь в ДаунтаунЧерез несколько дней после отъезда Станислава в Бейрут в СМИ появились сообщения об «атаке дронов» на российских военных в соседней с Ливаном Сирии. Это неминуемо вызвало волну вопросов. Знакомые в соцсетях сразу начали интересоваться, с какой именно целью костромской фотограф отправился на Ближний Восток.

— Я к таким вопросам отнесся вполне спокойно. Это все обывательские шуточки. Там дроны не такие, как у нас, а совсем другие. Кроме названия ничего общего между ними нет. По телевидению говорили, что снаряды закидывали якобы обычными бытовыми дронами, но я таким сообщениям не верю. Я свой коптер в путешествие не взял – и правильно сделал. Хотелось отдохнуть. Если брать всю фототехнику – это будет не отдых. А у нас была цель – туризм, для этого вполне достаточно одного фотоаппарата, — рассказал фотограф.

Подземное чудо

Голубиные скалы и вид на набережнуюЗа время поездки по Ливану Станислав Навоев сумел запечатлеть потрясающие виды Бейрута, Голубиные скалы, красивейшие старинные здания, музеи, мечети и огни ночного города. Единственное, о чем он немного сожалеет, так это о том, что не смог сохранить в памяти аппарата одно из ближневосточных «чудес света» — пещеры Джейта.

— Ливанцы называют их «Джейта Гротто». В конце 1950-х годов одну из этих пещер открыл путешественник Уильям Томсон, который в нее случайно провалился, будучи на охоте. Собственно, пещеры здесь находили и ранее, но Джейта оказалась совершенно потрясающих, огромных размеров. Это нечто уникальное, больше самого большого аэропорта! Там растут древние сталактиты и сталагмиты, возраст которых превышает несколько тысяч лет.

Голубиные скалы

Пещеры делятся на Верхнюю и Нижнюю. В Верхней оборудован пешеходный маршрут длиной около полукилометра, а Нижняя пещера залита водой – там туристов катают на большой лодке, рассчитанной на 10-12 человек. Однако с февраля пещера закрывается для посещений из-за повышения уровня воды, — рассказал Станислав.

По словам гидов, ливанские пещеры Джейта оказались очень привлекательными для иностранных инвесторов. Их взяли в аренду на 100 лет немецкие предприниматели. Они привели гроты в порядок, обустроили там красивую подсветку, разместили канатную дорогу, вагончики, стенды с интересной информацией. Однако фотографировать это чудо света туристам не разрешают: при входе на объект у путешественников отбирают всю фототехнику, включая мобильные телефоны. Все время экскурсии аппаратура ждет своих хозяев в специальной камере хранения.

По дороге в Баальбек— В Ливане нас очень впечатлили древние памятники культурного наследия, которые старше египетских пирамид. Часть из них восстановлена, но на некоторых старинных фундаментах во время военной неразберихи люди возвели жилые дома. Это поразительно. Но больше всего нам запомнилось не это, а потрясающее местное гостеприимство. Люди очень позитивно, душевно настроены. На столе – прекрасная вкусная еда: несколько салатов, закусок. Ингредиенты все как у нас, но сделано интересно. Вместо соли — лимон. Огурцы, помидоры и зелень перемешаны с пшеницей – получается очень необычно и вкусно.

Традиционные закуски – мутабаль и хумус: паста из нута с тахини, баклажаны на гриле с кунжутной пастой тахини и оливковым маслом. А такой нежнейшей баранины, как в Ливане, нам еще не доводилось пробовать никогда в жизни. У них есть совершенно потрясающее блюдо — сфеха баальбакие – баальбекские конвертики с мясом, которые готовят повсеместно. Но в Баальбеке они самые вкусные.

Долина Бекаа

Пожалуй, единственная проблема для путешественников – это то, что Бейрут – совсем не дешевый город. Цены там примерно такие, как в Европе. Может, даже подороже. Скромный перекус в кафе стоит в районе 10 долларов на человека.

Местные жители однажды пригласили нас съездить на шопинг в Дамаск, который расположен от Бейрута всего в 100 километрах. Однако это оказалось немного выше нашего понимания. Хотя местные жители и говорят, что на границе с Сирией вполне безопасно, Светлана из координационного совета соотечественников в Ливане как-то рассказала нам, что однажды им по работе нужно было съездить в Сирию. Они вернулись в полном порядке. Однако потом узнали, что через 30 минут после их отъезда здание, где они находились, разбомбили. Поэтому на шопинг в Сирии мы все же не отважились, — рассказали путешественники.

Порт

Во время поездки по Баальбеку, когда время пребывания в Ливане уже подходило к концу, российские туристы неожиданно услышали автоматную очередь.

— Это что, стреляют?

— Ну да, стреляют, — последовал ответ. Но мы тогда даже не отреагировали на это. Испуга не было. Мы были вполне спокойны, поскольку знали, что тут безопасно: везде военные, все строго, просто так никто не нападет. Мы были уверены, что кто-то с этим разберется – есть те, кому это по должности положено, даже Карина не испугалась, — рассказал Станислав.

Фото Станислава Навоева.


Больше новостей на Kostroma.News