Январь в истории Костромской губернии.
Kostroma.News представляет новую ежемесячную рубрику «Исторический календарь».
Философ и масон
2 января 1797 года в Селище под Костромой родился Фёдор Александрович Голубинский.
На эту путаницу со старым и новым календарём мы обречены, и потому отмечаем юлианское 22 декабря 1797 года по новому стилю как 2 января следующего, 1798 года.
В тот день перед Рождеством в Селище родился младенец мужеского полу, записанный в метриках Фёдором. Отец звался Александром Андреевичем, фамилии не имел. Он тогда был псаломщиком костромского Троицкого собора, что в Ипатьевском монастыре.
Сын же его получил фамилию в Костромской духовной семинарии при следующих обстоятельствах:
«Маленький семинарист с кулаками налетал на большого, который был так смирен и незлобив, что не защищался. Ректора поразило такое незлобие. – «Прозывайся ты с этих пор Голубинским», – сказал он большому семинаристу, которым был Фёдор Александрович».
Несмотря на то, что Александру Андреевичу в январе 1806 года пришлось даже взять сына из семинарии домой как неуспевающего по нотному пению, Фёдор Голубинский отлично закончил и семинарию, и Московскую духовную академию, в которой остался преподавателем. Считается основателем отечественной теистической философии.
В молодости увлекался масонскими идеями. Они были очень разными, эти масоны. Некоторые считали, что причина всех неурядиц – в устройстве общества, которое необходимо изменить, даже если для этого потребуются революционные потрясения. Другие утверждали, что необходимо изменить самого человека, и путь к этому лежит через его нравственное самосовершенствование. Первые пришли, в конце концов, на Сенатскую площадь. Фёдор Голубинский относился к числу вторых.
«Сам человек не может самого себя привести в гармонию и порядок, а хочет поправить других; сам не освободился от страстей, а хочет вне себя устроить порядок» – размышлял Голубинский после восстания декабристов.
Знал множество языков, следил за развитием европейской философии, интересовался восточными учениями. Позже писал о счастии «после скитания по системам философским, после кружения в волшебных воздушных замках Пантеизма» вернуться к людям, «в которых с глубокою мудростью соединена жизнь, сокровенная со Христом в Боге».
Умер летом 1854 года в Костроме, куда приехал навестить близких. Его могила у церкви Иоанна Богослова близ Ипатия сохранилась.
Первые костромские газеты
8 января 1838 года вышел первый номер газеты «Костромские губернские ведомости», а 1 января 1885 года – первый номер «Костромских епархиальных ведомостей». Так что январь можно смело считать месяцем костромской периодической печати.
Первые газеты не похожи на современные. Это были небольшие чёрно-белые брошюрки, которые выходили два раза в неделю. Они состояли из двух тетрадок, официальной и неофициальной части. Позже губернские ведомости стали выходить еженедельно, в большом формате.
Конец этим изданиям положили события 1917 года. Сегодня мы можем по ним восстановить жизнь губернии и епархии XIX – начала XX веков.
Свидетель падения Тунгусского метеорита
10 января 1963 года умер геолог Александр Алексеевич Полканов.
Скончался Полканов в Ленинграде, всемирно признанным учёным. А вот родился он в Костроме 13(25) мая 1888 года. В автобиографиях (а позже и в биографических статьях) написано: «Детство прошло в многодетной трудовой семье. Отец работал на текстильной фабрике, принадлежавшей трем владельцам на паях, одним из которых был П.М.Третьяков, создатель знаменитой картинной галереи в Москве».
Это правда, но не вся. Если бы в советских документах написать, что отец, Алексей Васильевич, и старший брат Константин на третьяковском предприятии заведовали первый ткацкой, а второй – отбельной фабрикой, учёного могли не спасти никакие заслуги.
Между тем рабочие хорошо отзывались об отце («был сердитый, но отходчив», принимал участниц забастовки на работу после увольнения, поддерживал, выписывая премию в трудную минуту). Старший сын был жёстче, его не любили. Александр, младший, ушёл в науку.
В 1906 году Александр Полканов с отличием окончил костромскую гимназию и поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. Позже вспоминал, что с особым интересом слушал лекции по минералогии академика Владимира Вернадского. Позже они продолжили знакомство, сохранились письма. В 1909 году Александр Полканов перевелся в Петербургский университет, который окончил в 1911 году.
Еще будучи студентом, он начал заниматься исследовательской работой. Во время одной из геологических экспедиций в Сибири стал свидетелем падения Тунгусского метеорита.
«Сейчас небо покрыто своеобразной облачностью, с неба льет, и несмотря на это – необычно светло. Так светло, что даже в самой темной комнате можно без света читать мелкий газетный шрифт. Свет не от солнца и не от луны, так как плотная облачность. Свет, видимо, идет от облаков, которые излучают удивительное желто-зеленое, иногда переходящее в розовое, свечение…» – записал Александр Полканов в своем дневнике о метеорите.
В Кострому Александр Полканов заезжал в 1921 году. Как помощник ректора Пермского университета он «был командирован с научной целью и для приобретения оборудования для Пермского университета в Петроград, Кострому и Мурманск». С этого года жизнь учёного связана с Ленинградом, его университетом и институтами. В Костроме, судя по всему, больше не бывал – воспоминания костромичей о многодетной семье Полкановых могли быть уже опасными.
Чапай из кинофильма
18 января (5 января по старому стилю) 1904 года в Саратове родился актёр Борис Андреевич Бабочкин.
Будущий Народный артист СССР, Герой Социалистического труда, Лауреат двух Сталинских и одной Государственной премий играл на костромских подмостках в сезон 1925-1926 годов. Только тогда костромичи не подозревали о том, что видят перед собой будущую звезду.
К тому времени Борис Бабочкин успел повоевать в политотделе 4-й армии Восточного фронта (в составе которой сражалась и дивизия Чапаева), только-только закончил учиться в Москве на актёра и переезжал из одного провинциального театра в другой. Иногда один-два сезона удавалось задержаться в столицах. В годы учёбы более всех своих учителей он почитал Иллариона Певцова, который играл в Костроме в 1906-1907 годах в составе «Товарищества новой драмы», а в следующем году согласился сам возглавить антрепризу.
«В 1924-1925 годах я служил в Костроме. Под сценой городского театра жил старик сторож Николай Иванович. Ему было больше ста лет. О его возрасте все в театре знали. Николай Иванович никогда не поднимался на сцену и нашими спектаклями не интересовался. Мы же, молодые актёры, заходили к нему, расспрашивали о старых временах, о старых артистах. «Андреев-Бурлак до сих пор мне три рубля должен, – со злобой сказал как-то Николай Иванович. – Певцов? А как же, помню. Он у нас тут сразу прогорел, и сезон не кончил» – вспоминал Борис Бабочкин в книге «Без скидок на возраст».
Карьера Бабочкина пошла в гору после роли Чапаева. Фильм, снятый в 1934-м году братьями Васильевыми, обошёл все экраны страны. Даже в 1950-х годах его показывали в Костроме на экране, растянутом на пожарной каланче. И зрители в сотый раз с волнением ждали: доплывёт или не доплывёт?
Актёр дожил до 1975 года, обласканный властью. Много и плодотворно работал как актёр и режиссёр, как театральный педагог. Но для зрителей остался Чапаевым.
Создатель уничтоженного льнокомбината
26 января исполняется 150 лет со дня рождения Героя Труда, инженера-изобретателя Ивана Дмитриевича Зворыкина (1870–1932).
Уроженец города Мурома Владимирской губернии, он принадлежал к тому же большому и разветвлённому роду, что и изобретатель телевидения. В 1905 году, как и многие представители технической интеллигенции, участвовал в революционных событиях, был арестован, сослан. Освободившись, стал работать по специальности.
В 1913 году Иван Зворыкин поступил директором на прядильную фабрику Большой костромской льняной мануфактуры.
«Первый раз, взойдя в помещение геклинг машин, я увидел и удивился, что часть рабочих стоит у машин, а часть валяется на очёсе, и я спросил сопровождавшего меня служащего, что это значит. Тот мне ответил: “Это лежаки. Они лежат, а другая часть рабочих стоит у машин. Они станут к машинам, и те лягут. Так и чередуются”» – вспоминал Иван Зворыкин о своих первых впечатлениях.
Инженер настаивал на интенсификации труда, введении сдельной оплаты, за что его клеймили большевистские листовки.
В советские годы Иван Зворыкин встал на сторону новой власти, разработал новый станок, который совершил переворот в прядении льна. В 1926 году предложил создать предприятие-лабораторию, собрать там оборудование последних разработок, автоматизировать рутинные процессы и сделать более комфортными условия труда. Предполагались ясли, детский сад, жилые дома.
Изобретатель не дожил до пуска комбината. Он умер в Костроме 27 июля 1932 года, а урна с прахом была замурована в обелиске на территории предприятия. Льнокомбинат по его проекту построили в середине 1930-х. В 1935 году закончено возведение корпусов, в последующие годы монтировали оборудование. Первую продукцию дали в 1939-м. В годы войны работали только по оборонным заказам.
В 2011 году комбинат объявлен банкротом. Теперь на его территории – торговый комплекс. Но и сегодня стоят «зворыкинские дома», как памятник архитектуры эпохи конструктивизма, имя инженера сохраняется как городской топоним.
Следующий выпуск «Исторического календаря» читайте на Kostroma.News 1 февраля.